Функциональная грамотность

«Функциональная грамотность школьников – важный показатель качества образования» 

Одно из наиболее распространенных определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев:

 «Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

Такое определение очень созвучно тому, которое используется в Программе международного сравнительного исследования PISA – исследования функциональной грамотности 15-летних школьников. Основной вопрос данного исследования: «Обладают ли обучающиеся 15-летнего возраста навыками и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?»

В исследовании оценивается, главным образом, способность использовать полученные знания, умения и навыки для решения самых разных жизненных задач. Основные направления исследования: читательская грамотность, математическая и естественнонаучная.

О востребованности функциональной грамотности

Еще в IV веке до нашей эры древнегреческий философ Аристипп, ученик и друг Сократа, говорил о том, что «детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут».

Сегодня общество и экономика делают запрос на таких специалистов, которые хотят и могут осваивать новые знания, применять их к новым обстоятельствам и решать возникающие проблемы, то есть существует запрос на функционально грамотных специалистов.

Функциональная грамотность сегодня стала важнейшим индикатором общественного благополучия, а функциональная грамотность школьников – важным показателем качества образования.

Требования к освоению элементов предметного содержания по-прежнему остаются в фокусе, но чисто академических знаний уже недостаточно. Сегодня мы делаем акцент на умения применять эти знания.

 

Составляющие функциональной грамотности

 

​​1. Читательская грамотность

Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни

​2. Естественнонаучная грамотность​

​Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями

​3. Математическая грамотность​

​Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты

​4. Финансовая грамотность​

​Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.

​5. Креативное мышление

​Способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.

​6. Глобальные компетенции

​Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем​

Внешние исследования функциональной грамотности

Исследование

Что проверяет

Какие классы

Когда проходит

Когда ближайшее

TIMSS

Качество математического и естественно-научного образования

4-е и 8-е

Раз в четыре года

2023 год

PIRLS

Качество чтения и понимания текста

4-е

Раз в пять лет

2021 год

PISA

Все виды грамотности

15-летние школьники

Раз в три года

2021 год

Оценка качества образования по модели PISA

Качество математического и естественно-научного образования

8-е и 9-е

Раз в четыре года

2019–2024 годы в разных регионах 

Примеры формирования функциональной грамотности

При комплексном подходе к анализу конкурентоспособности образования страны, который невозможно оценить вне контекста международных исследований качества образования, выделяются три типа индикаторов:

- функционирование образовательной системы в целом (охват, финансирование, дифференциация);

 - характеристики образовательного процесса на уровне образовательных организаций (структура, условия, кадры, содержание, технологии);

- образовательные результаты.

Образовательные результаты являются ключевым индикатором качества образования, так как именно через призму образовательных результатов рассматривается эффективность образовательной политики страны и определяется необходимость реформ в системе образования и их темпов.

В вопросе формирования функциональной грамотности можно выделить, по крайней мере, два направления.

Первое – это ежедневная работа учителя в рамках учебного процесса.

Рассмотрим пример по формированию читательской грамотности – основного направления в исследовании PISA.

В Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования читательская грамотность или смысловое чтение – важнейший метапредметный результат обучения (метапредметный – так как формируется при изучении различных предметных областей).

Каждый параграф учебника – это новый для ученика текст, к которому учитель должен построить группу вопросов/заданий разного уровня сложности, формирующих различные умения: находить в тексте информацию и формулировать выводы, интерпретировать информацию и применять ее в новых ситуациях, в том числе, не рассмотренных в учебнике.

Таким образом, процесс формирования функциональной грамотности не может быть набором отдельных уроков или набором отдельных заданий, этот процесс логично и системно должен быть «вшит» в учебную программу как обязательная составляющая.

Вторым направлением формирования функциональной грамотности является дополнительное и предпрофессиональное образование для школьников.

Функциональная грамотность — это уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.

 

План мероприятий по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся в 2021-2022 уч. г.

 

Цель: создание условий для формирования функциональной грамотности (читательской, математической, естественно-научной, финансовой) среди обучающихся 8-9 классов посредством актуализации межпредметных связей в образовательном процессе. Формирование у обучающихся и воспитанников компетенций, способствующих эффективному построению будущей образовательной и профессиональной деятельности для обеспечения высокого уровня качества жизни в условиях быстро меняющихся условий окружающего мира.

Задачи:

1. Изучение отечественной и международной практики развития функциональной грамотности.

2. Определение механизмов реализации системы мер по развитию функциональной грамотности учащихся.

3. Укрепление материально-технической базы школы.

 4. Формирование учебно-методического обеспечения образовательной деятельности.

5. Развитие системы оценки и мониторинга качества образования учащихся на основе международных практик.

6. Повышение педагогического мастерства педагогов. Курсовая подготовка кадров.

 7. Проведение диагностики сформированности функциональной грамотности учащихся.

8. Создание банка заданий и межпредметных технологий для формирования функциональной грамотности учащихся.

 9. Корректировка ООП ООО: учебный план, план внеурочной деятельности, система дополнительного образования в рамках реализации системы мер по развитию функциональной грамотности учащихся.

10. Разработка рабочих программ учебных предметов, курсов (модулей), внеурочной деятельности и дополнительного образования в рамках развития функциональной грамотности учащихся.

Результаты:

 1. Образовательная деятельность по программам учебных предметов будет иметь практикоориентированную направленность - не менее 30% содержания.

2. Для формирования функциональной грамотности обучающихся и воспитанников в Плане внеурочной деятельности будут предусмотрены курсы общеинтеллектуальной направленности - не менее 3 курсов по выбору.

3. Интеграция образовательной деятельности и дополнительного образования детей по шести направлениям: читательская, математическая, естественнонаучная, финансовая грамотности, глобальные компетенции и креативное мышление - не менее 1 курса или 1 учебного объединения по каждому направлению.

4. В образовательной организации для анализа и оценки успешности проектного и практикоориентированного учебного процесса будет создана база данных обучающихся и воспитанников, участвующих в формировании функциональной грамотности.

5 В перспективном плане повышения квалификации будет предусмотрена возможность обучения педагогических работников на курсах по формированию функциональной грамотности - ежегодно до 30 % работников образовательной организации.

7. В программе лектория для родителей будут предусмотрены тематические встречи по вопросам функциональной грамотности.

8. На сайте школы будет создана страница “Функциональная грамотность”.

Ресурсы:

- программно-методические: РП учебных предметов, курсов по выбору, учебных объединений дополнительного образования детей;

 - материально-технические: лаборатории конвергентного образования, учебные пособия, оборудование и широкополосный доступ к ресурсам МЭШ;

 - информационные: сайт школы, АИС, интернет-ресурсы;

- кадровые: учителя, педагоги дополнительного образования, внешние специалисты.

- финансово-экономические: средства госзадания и госработы, предусмотренные планом ФХД образовательной организации.

 

 

ПОЛЕЗНЫЕ РЕСУРСЫ

Электронные банки заданий

Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (VII-IX классы)

 

   http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/

Читательская грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/

Математическая грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost/

Естественнонаучная грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/estestvennonauchnaya-gramotnost/

Глобальные компетенции: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/globalnye-kompetentsii/

Финансовая грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/finansovaya-gramotnost/

Креативное мышление: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/kreativnoe-myshlenie/

 https://media.prosv.ru/fg/

 

Открытые задания PISA:  https://fioco.ru/примеры-задач-pisa 

 

Лаборатория функциональной грамотности:https://rosuchebnik.ru/material/laboratoriya-funktsionalnoy-gramotnosti/

 

Дистанционные курсы «Функциональная грамотность: развиваем в школе» программы развития педагогов «Я Учитель»: https://yandex.ru/promo/education/specpro/fungram

 

 

 

Глоссарий

 

1. Функциональная грамотность – это способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

2. Личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.

3. Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий, умеющий жить среди людей, обладающий определенными качествами, ключевыми компетенциями.

4. Компонентами функциональной грамотности являются: - знания сведений, правил, принципов; усвоение общих понятий и умений, составляющих познавательную основу решения стандартных задач в различных сферах жизнедеятельности; - умения адаптироваться к изменяющемуся миру; решать конфликты, работать информацией; вести деловую переписку, применять правила личной безопасности в жизни; - готовность ориентироваться в ценностях и нормах современного мира; принимать особенности жизни для удовлетворения своих жизненных запросов; повышать уровень образования на основе осознанного выбора.

5. Качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.

6. PISA – «Международная программа оценки учебных достижений учащихся», оценивает способности подростков использовать знания, умения и навыки, приобретенные в школе для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях.

7. Обучающийся – физическое лицо, осваивающее образовательную программу.

8. Педагогический работник – физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.

9. Общее образование – вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенций, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования.

10. Проект – замысел, идея, образ, воплощенные в форму описания, обоснования, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации. Проект – это работы, планы, мероприятия и другие задачи, направленные на создание уникального продукта. Проекты могут быть объединены в подпрограмму для достижения единого результата, для более эффективного управления.

11. Средства обучения и воспитания – приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для реализации образовательного процесса.

12. Участники образовательных отношений – обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельно